Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Анализ стихотворения Цветаевой «Мракобесие. — Смерч. — Содом…»

Анализ стихотворения Цветаевой «Мракобесие. — Смерч. — Содом…»

Текст, созданный в начале июня 1918 г., начинается с трех существительных, разделенных средствами пунктуации. Имитируя экспрессивность и фрагментарность, свойственные телеграфному стилю, поэтесса дает однозначную оценку социально-политическим переменам. С подобного стилистического приема начинается стихотворение «Ночь. — Норд-Ост. — Рев солдат. — Рев волн…» В нем воссоздается картина пьяного торжества восставших, которые разгромили винный склад.

По мысли автора, противостоять натиску мракобесия и безумия не только возможно, но должно. Художественное пространство, смоделированное в анализируемом произведении, четко разграничено. На одном полюсе находятся силы, воплощающие демоническое начало, на другом — персонажи, обороняющие Дом, оплот традиционного жизненного уклада. Именно безымянные защитники Дома и Гнезда становятся лирическими адресатами, к которым обращается героиня.

В сакральном светлом пространстве собраны персонажи, олицетворяющие абстрактные категории. Они помогают людям, защищающим родное жилище от разрушительных сил Чужих. Лирическое «я» рекомендует спустить с цепи Долг и Верность, уподобляя их дворовым собакам, верным охранникам хозяйского добра. Честь, которая сравнивается с «белым стражем», должна встать в воротах.

Понятие Дома-Гнезда охватывает и близлежащие земли: сад и холм. Оба природных объекта охарактеризованы притяжательными прилагательными, указывающими на родство. К защите взывает край прадедов, дедов и сынов, и это упоминание подчеркивает обобщенность образа Дома, соотносимого с образом Родины.

Характеристики Чужих также максимально обобщены: они выражены метафорой «злоба волн» и понятием рока, «злой» судьбы.

В последнем двустишии звучит обнадеживающая мысль о сопротивлении, которое усиливает позиции охраняющих Гнездо. Произведение завершает образ дубов, посаженных прадедом. Под ударами врага старые деревья не ломаются, а становятся «выше» — мощнее и величественнее. В тревожных интонациях лирического субъекта находится место жизнеутверждающему началу.

Изображая борьбу сторонников и противников нового общественного устройства, поэтесса широко применяет библейскую символику. В произведении «Белизна — угроза Черноте…» безумию революционных сил, вновь названному Содомом, противостоит «бледный праведник». Он сжимает в руках не оружие, а «лилию в щите», которая символизирует чистоту и ассоциируется с образом Богоматери.

Схожие по теме к «Мракобесие. — Смерч. — Содом…» стихотворения Цветаевой. (Переход на сборник разборов произведений поэта на нашем сайте AiryLife — жизнь в литератуе | АйриЛайф онлайн) 

Источник — http://astih.ru/