ddk
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Анализ стихотворения Цветаевой «Плохое оправданье»

Анализ стихотворения Цветаевой «Плохое оправданье»

Юной поэтессе принадлежит мудрое наблюдение об особенностях лирического переживания. Тонкая мысль озвучена в тексте «Предсказанье» и облечена в метафорическую форму «приливов и отливов» души. Замечание о непостоянности натуры героини было встречено бурным протестом, который постепенно сменился осознанием правоты выводов, сделанных внимательным лирическим адресатом.

В анализируемом тексте, датированном 1909—1910 гг., также находит место философская мысль о движениях души. Они соотносятся с конкретным временем суток, от которого зависит не только внутреннее состояние субъекта речи, но и связи с окружающими, судьба любовных взаимоотношений.

Противопоставляются два полюса художественного пространства: вечерние и утренние часы. Описания первого их них приближены к характеристикам идеала, волшебной сказки: «храм» возвышенных чувств, совместно воздвигнутый романтической парой, уподобляется райскому саду — символу гармонии и вечного изобилия. Еще одним атрибутом, демонстрирующим необыкновенную, загадочную и прекрасную природу ночи, становится образ древнеримского гребного судна, стремительной триремы.

Утро развенчивает наваждение, навеянное вечером и ночью. Будничная реальность, завоевывающая пространство с рассветом, кажется несправедливо жестокой. Трансформации подвергаются образы-символы и чувства героев: воздушный храм превращается в «карточный домик», галера тонет в лучах зари, роскошный сад становится убогим пустырем, а возвышенный восторг кажется бредом. Персонифицированный образ утра наделяется эмоциями. Преображая пространство на свой лад, он сопровождает действия обидной насмешкой. Закономерны чувства лирического «я»: жалость и тоска, стыд и раскаяние.

При помощи эпифоры, размещенной в четвертой строфе, поэтесса сообщает о разных ролях, предписанных людям ночью и утром: романтичный искренний поэт с рассветом обратится в холодного, рассудочного интеллектуала.

Негативные эмоции, потрясшие душу героини, побуждают ее к призыву ревностно оберегать «нежное чудо», являющееся исключительно в темное время. Здесь же звучит мистическая мысль о тайных знаках, которые оставляет иной мир в ночной мгле. Это замечание восходит к богатой поэтической традиции, ярче всего проявившейся в наследии Тютчева.

Гибель любви — горький итог дневных терзаний героини. Расценивая отрезвляющее влияние утра как плохое, неубедительное оправдание, она подводит читателя к выводу о хрупкости, мимолетности земного счастья.

Схожие по теме к «Плохое оправданье» стихотворения Цветаевой. (Переход на сборник разборов произведений поэта на нашем сайте AiryLife — жизнь в литератуе | АйриЛайф онлайн) 

Источник — http://astih.ru/